вторник, 1 марта 2011 г.

Практикум: простые правила скорочтения для журналиста

Как эффективнее и быстрее усваивать информацию? С таким вопросом сталкивается любой работник массмедиа. Один из выходов -- освоить техники скорочтения. О том, как развить в себе полезные навыки и как избежать типичных ошибок при чтении, пишет Луиза Свитич в главе "Как читать быстрее?" своего учебного пособия "Профессия: журналист"

Многие из вас читают очень медленно, даже самый про­стой текст не в состоянии прочитать быстрее, чем 150-200 слов в минуту. Между тем чтение – одна из основных форм вашей учебной работы. При помощи зрения человек получает около 80% информации. А поток этой информации увеличивается в геометрической прогрессии. Специалисты подсчитали, что каждые 10 лет объем информации удваивается. 


Ежегодно в мире выходит более 200 тыс. названий книг, газет, журналов. Прибавьте к этому огромные запасы информации в Интернете. А каковы же возможности человека освоить эту колоссальную лавину информации? 
Если вы будете читать ежедневно по 50 страниц со средней скоростью 300 слов в минуту, то прочтете за свою жизнь около 3 тыс. книг. По подсчетам ученых, существует предел для восприятия человеком письменной информации -- примерно 18 тыс. книг, 1,5 млрд слов. Но это огромная цифра, к которой даже отдаленно не приближается большинство людей. В принципе мозг может овладеть 2,8 х 1020 бит информации, т.е освоить 6 иностранных языков, программу трех вузов и запомнить все 100 тысяч статей Большой советской энциклопедии.

Поэтому очень важно научиться читать быстро, конечно, не теряя при этом скорости усвоения информации.

По сведениям специалистов по технике быстрого чтения шествует несколько степеней, по которым без труда можно проверить, с какой скоростью вы читаете.
  • Низкая скорость чтения — около 150—200 слов в минуту 
  • Средняя скорость — около 250. 
  • Выше средней — около 300. 
  • Быстрая — около 450. 
  • Очень быстрая — около 550. 
  • Сверхбыстрая — более 600 слов. 
Авторы методик по скорочтению (см. работы О. Андреева. Л. Кузнецова, JI. Хромова и др.) утверждают, что в результате обу чения можно увеличить скорость чтения до 500 слов в минуту, т.е. читать около 100 страниц в час.

Известны примеры феноменальной скорости чтения. Очень быстро читали Маркс, Ленин, Толстой, Чернышевский, Блок, Горький, Бальзак, Джон Кеннеди (к слову сказать, у всех была и замечательная память). Говорят, что у Наполеона скорость чтения достигала 2 тыс. слов в минуту.

Горький успевал изучить рукопись, присланную ему на рецен зию, за 20—30 минут, причем и через несколько месяцев мог точ но пересказать ее содержание, отметить даже стилистические ошиб ки. Те, кто был в музее Горького, видел его огромную в 10 тыс. томов библиотеку, которой он активно пользовался. Подсчитано, что в романе «Клим Самгин» в той или иной связи упомянуто 350 книг. Горький был энциклопедически образованным человеком (как и все вышеназванные писатели и общественные деятели), в значительной степени потому, что умел быстро читать.

А с какой скоростью читают студенты? Исследования показывают, что до 70% первокурсников имеют низкую скорость чтения, т.е. 150-200 слов в минуту. 

Специалисты по скорочтению указывают три основных недостатка традиционных методов чтения. 

1. Артикуляция при чтении или проговаривание того, что читается. Тогда информация перерабатывается с участием речевого и слухового канала, а его пропускная способность значительно ниже, чем зрительного.

Каким образом избавиться от этой замедляющей чтение привычки? Предлагается несколько способов. Можно зажать что-то в зубах, плотно сомкнуть губы и т.п. Но это механическое преодоление вокализации. А желательно подавить внутреннюю вокализацию. Специалисты советуют читать с одновременным выстукиванием специального ритма (1 111 1 1 1 1), пением, мысленным счетом и т.п. При этом информация воспринимается только глазами, а артикуляционный аппарат в процессе чтения не участвует.

2. Малое поле зрения при чтении, когда человек читает буквами, слогами или словами, а не фразами. Глаз очень часто делает остановки (так называемые фиксации) на словах, что и замедляет процесс чтения.

Быстрое чтение — это чтение понятиями, предложениями, законченными отрезками мыслей, даже абзацами. Бальзак, который читал сверхбыстро, сам описывает такой способ чтения: «Впитывание мысли в процессе чтения достигало у него скорости феноменальной. Взгляд его охватывал семь-восемь строк сразу, а разум постигал смысл со скоростью, соответствующей скорости глаз. Часто одно-единственное слово позволяло ему уяснить смысл целой фразы».

Чтобы расширить поле зрения, можно тренировать его при помощи таблиц Шульте. Их вы найдете в пособиях по быстрому чтению. Можно воспользоваться журналом «Журналист», который есть в любой библиотеке (1973. № 10. С. 73). Таблицы — это десять прямоугольников 20 х 20 см, разграфленных на 25 клеток (5 по горизонтали и 5 по вертикали), в которых записаны цифры в произвольном порядке от 1 до 25. Эти цифры на каждой карте нужно найти одну за другой, показывая их карандашом от 1 до 25. При этом важно фиксировать взгляд на середине таблицы. Если вначале эта операция занимает около минуты, то в результате тренировки благодаря сформированному навыку видеть всю таблицу целиком, скорость считывания возрастает до 25 секунд и меньше.

Кроме того, есть различные упражнения с шаблонами, которые закрывают определенные цифры или буквы (образцы шаблонов см. в кн.: Вормсбехер В. Ф., Кабин В .А. 100 страниц в час. Кемерово, 1976). Сейчас широко распространены большие цветные таблицы, где считывать нужно цифры, окрашенные в разный цвет. (см. книга О. А. Андреева).

3.
Недостатком традиционного чтения являются возвратные движения, или регрессии, когда глаз возвращается к непонятным словам, фразам, предложениям и происходит повторное чтение текста. Конечно, содержание должно быть отчетливо понятно, но иногда эти возвратные движения глаз связаны с тем, что мы невнимательно, лениво, не пытаясь сразу вникнуть в смысл «пробегаем» текст. Поэтому лучше научиться читать с оптимальной скоростью, при которой с первого раза усваиваются основные положения текста.

Существуют механические устройства, при помощи которых можно увеличить скорость чтения, в частности тахикоскопы, пайсеры и др., в которых текст подается с заданной скоростью или при помощи шторок показывается на определенное время. Можно воспользоваться и обычным листом бумаги: читать, закрывая уже прочитанное. Очень удобно тренировать скорость чтения при помощи определенных, все увеличивающихся скоростей сканирования компьютерного текста.

Но такие механические приемы, естественно, не решают проблемы полноценного и быстрого чтения, потому что, если ц чего-то не поняли сразу, необходимо прочесть это еще раз. И вот тут возникает главная проблема — проблема глубокого понимали и усвоения текста при быстром чтении. Потому что перечислен ные механические приемы помогают ускорить процесс чтения. Но чрезвычайно важно, чтобы при этом было достигнуто и полное, глубокое усвоение и понимание смысла прочитанного.

Для этого авторы статей и книг по скорочтению предлагают разные модели работы с содержанием. В частности, чтение с алгоритмом (см. работы О. Андреева, Л. Хромова), в который входят:

1. Выходные данные книги (наименование, автор, источник, место и дата издания и т.п.).
2. Фактические данные.
3. Особенности излагаемого материала. Какие из них кажутся спорными.
4. Новизна материала и возможность использования его в практической работе.

Конечно, главным является уяснение смысла, основной идеи текста.

Перед тем, как обучаться по данной методике быстрого чтения, ставят задачу каждый раз ответить на эти вопросы, а также выделить ключевые слова, смысловые ряды и принять решение по прочитанному фрагменту текста. По содержанию текста задаются вопросы (обычно десять), на которые читатель должен ответить. По этим ответам подсчитывают процент усвоения прочитанного.

Очень интересную методику смыслового понимания текста предлагает И.Ф. Неволин в книге об организации умственного труда. Она состоит в том, что текст делится на текстовые элементы – мини-смыслы, которые объединяются в подтемы, темы и смысловые зоны. Затем строится диаграмма текста – ДИТЕКС, где на горизонтальной оси отмечены по порядку текстовые элементы, а по вертикальной – типы информации:
  • ФИ – фактическая информация 
  • ЭО – эмпирическое обобщение 
  • ТИ -- теоретическая информация достаточно высокого уровня обобщения 
  • РИ -- рефлексивная, или оценочная, информация 
  • РФ -- рефлексия на факты 
  • РФО -- рефлексия на эмпирическое обобщение 
  • РТ -- рефлексия на теорию 
  • РР -- рефлексия на рефлексию. 
В пространстве между двумя осями на пересечении порядкового номера текстового элемента и типа информации находятся точки, которые последовательно соединяются прямыми линиями. Таким образом получается график данного текста, который позволя ет четко выделить его смысловые элементы, определить тип текста, его логику, отыскать смысловые нелогичности и т.п. Такая диаграмма помогает глубоко понять содержание и, соответственно, быстро его запомнить, а при некоторой тренировке в дальнейшем позволяет точно оценить структуру прочитанного, отчетливее его понимать и, следовательно, быстрее работать.

(окончание главы будет в ближайшее время)

Комментариев нет:

Отправить комментарий