четверг, 3 марта 2011 г.

Мнение: Как информационная эпоха сказывается на нашей психике и читательских привычках?

Говорят, что когда знаменитого предводителя буров, папашу Крюгера, спросили, какого поэта он ценит выше — Гете или Шекспира, то тот лишь покачал головой: не читал ни того, ни другого. Достав из кармана засаленный томик Библии, Крюгер ответил: “Я читаю эту книгу уже 40 лет, но так и не постиг всех ее красот”.
Если сто лет назад человек за свою жизнь в среднем прочитывал 50 книг, то сегодня студент за семестр штудирует гораздо больше литературы. Если подсчитать, то в недельном выпуске The New York Times содержится столько же информации, сколько среднестатистический англичанин XVII века узнавал за всю жизнь.

Когда дома я подхожу к некогда любимому мной книжному шкафу, то плотные ряды томов кажутся мне неприступными, как крепостная стена. Времена, когда я мог неспешно плавать в романах-реках Пруста или вчитываться в прозу Джойса, кажутся мне такими же невероятно далекими, как Золотой век для какого-нибудь древнего грека.
Я поймал себя на мысли, что не могу больше читать, как раньше: глазу хочется скакать по страницам, а не читать строка за строкой. Сознание утомляется, если текст, статья, запись в блоге больше нескольких страниц, не разбита на подглавы, если она не перемежается гиперссылками, фото- и видеоматериалами. Идеалом кажется лента друзей в микроблоге twitter, где льется поток сообщений по 140 символов каждое (не длиннее SMS), фото, видео... “Когда-то я был будто ныряльщик в море слов. Сейчас я скольжу по поверхности, как лыжник по склону”, — признается писатель Никлас Карр в своей знаменитой статье “Делает ли Google нас глупее?”, подчеркивая, что у него проблемы с концентрацией на больших текстах.
Бог с ним, с пресловутым “клиповым мышлением”, которое уже набило оскомину (критики видят в нем симптом упадка культуры), в конце концов, мы, люди “мультимедийного склада ума”, совсем не похожи на людей печатной эпохи — обитателей “галактики Гуттенберга”. Да, мы скользим по поверхности, но мы видим шире, воспринимаем более тонко. Мы — не читатели текста. Мы — путешественники по гипертексту. Книга — это не шкатулка, набитая информацией, а лабиринт, который каждый проходит по-своему. Интернет изменил наши привычки читать.
Легкость поиска в огромных массивах оцифрованной информации, которую подарила нам Сеть, порой парадоксальным образом только усугубляет ситуацию. Я ловлю себя на — уж не знаю, как лучше это назвать — информационном обжорстве, или пьянстве. Когда ты читаешь текст в интернете, находишь в нем интересную ссылку, идешь по ней дальше, по ходу уточняешь непонятный термин в “Википедии”, зачитываешься статьей в этой сетевой энциклопедии, ищешь похожие работы автора в поисковике... В итоге у тебя раскрыто 15—20 вкладок браузера, ты, придя в себя, обнаруживаешь, что начинал с “Героя нашего времени”, а закончил Фуко, сознание перегружено и требует немедленной релаксации... А у вас такое случается? Вы путаетесь в информационном лабиринте?
Неограниченное развитие способностей компьютеров, которые все быстрее обрабатывают информацию, вступает в противоречие с нашими психическими возможностями. Знаменитый философ Михаил Эпштейн назвал это “травмой сознания”. Как пишет The Daily Express, обилие обрывочной информации утомляет человека. “Современная цивилизация Запада устает от давления огромного потока информации, который постоянно ускоряется и обрастает деталями”, констатирует газета.
Современная культура напоминает супермаркет. Если огромный магазин чарует нас хитросплетением залов, умной раскладкой товаров, расслабляющей музыкой, скидками-обманками, заставляя отдавать деньги на ненужные товары, то культура, как огромный магазин информации, борется за наш “ментальный капитал”, изощренно навязывая свою продукцию, требуя взамен не деньги, а наше внимание (в Европе уже в ходу термин attention economy — “экономика внимания”).
Как быть? Смириться, что наша участь — жить в информационной среде, и адаптироваться к ней. Подписываться только на важные рассылки новостей и читать книги с карандашом в руке, прорабатывая материал. Пользоваться хитрыми сервисами вроде tldr.it, которые за секунду автоматически выдают вам конспект большой статьи. Активно искать данные, а не пассивно поглощать их с экрана компьютера или ТВ. Словом, вырабатывать культуру потребления информации. Учиться читать по-новому. Сделать компьютеры и Сеть своими союзниками.


Опубликовано в "Народной газете", 03.03.2011 

2 комментария:

  1. "Словом, вырабатывать культуру потребления информации" - наконец просто выключить компьютер и просто почитать любимую книгу.

    ОтветитьУдалить
  2. Все было здорово... до момента, когда прозвучал призыв "Пользоваться хитрыми сервисами вроде tldr.it"... Может и паранойя это, но уж больно напоминает серый пиар... Буду думать об авторе хорошо: просто хотел помочь неразумным, некультурным "заблудившимся в сети".
    Для себя я давно поняла и решила, что интернет - инструмент, а не панацея. Так что не пугают меня толстые тома, равно как и твиты на 140 знаков - всему свое место, время и применение...

    ОтветитьУдалить