понедельник, 7 марта 2011 г.

Практикум: 3 способа эффективно хранить прочитанную информацию

Если прочитать 1000 слов и записать 50, подытоживающих прочитанное, то коэффициент усвоения будет выше, чем если бы вы прочитали в десять раз больше, не записав ни одного. Фиксируя прочитанное, вы не только  осмысливаете данные, но и меньше устаете. Российские ученые О. Гойхман и Т. Надеина в учебнике "Речевая коммуникация" выделяют три основных способа хранения прочитанного: конспектирование, составление аннотации или реферата. 


1. Конспектирование

Конспект -- краткая запись содержания прочитанного.


Принципы составления конспекта: 

1. Записать все выходные данные источника: автор, название, год и место издания. Если текст взят из периодического издания (газеты или журнала), то записать его название, год, месяц, номер, число, место издания. 

2. Выделить поля слева или справа, можно с обеих сторон. Сле­ва на полях отмечаются страницы оригинала, структурные разделы статьи или книги (названия параграфов, подзаголовки и т.п.), фор­мулируются основные проблемы. Справа на полях записываются собственные выводы, ссылки на другие материалы, темы и пробле­мы для дальнейшей разработки вопроса. 

3. В центральной части конспекта записывается краткое изло­жение содержания текста. Оно должно содержать цитаты из про­читанного текста.


4. Необходимо сохранять структуру конспектируемого источ­ника, т.е. его композицию, последовательность изложения, тема­тические разделы.


5. Следует пронумеровать страницы конспекта и составить в этой же тетради перечень записанных конспектов.


2. Составление аннотации


Аннотация (от лат. annotatio — замечание) -- краткая характеристика статьи, книги и т.д. с точки зрения ее назначения, содержания, формы и других особенностей. Цель аннотации — ответить на вопрос, о чем говорится в статье, т.е. дать общее представление о статье. 


Структура аннотации: 

1. Автор, название, выходные данные (библиографическое описание). 


2. Тема статьи (книги). 
Указывается общая тема источника. При этом используются следующие выражения: 

Статья (книга, монография и т.п.) посвящена... (теме, вопросу проблеме)... 

3. Проблематика. 
Перечисляется круг вопросов или проблем, которые затрагиваются в тексте. Используются следующие выражения: 

в статье (книге) анализируются (освещаются, описываются разбираются, раскрываются, рассматриваются) следующие про­блемы; 

  • дается анализ (характеристика, описание);
  • приводятся результаты; 
  • излагается теория (история, методика, проблема, во­прос); 
  • исследуется вопрос о (проблема, процесс, зависимость, свойства) и т.д. 
4. Адресат. 

Отмечается, для кого предназначается текст. Используются сле­дующие выражения:
  • предназначена для специалистов в области ...; 
  • статья представляет интерес для...(широкого круга читателей) и т.п. 

Образцы аннотаций содержатся практически в любой книге на обороте титула. Обычно при знакомстве с книгой в первую очередь читают аннотацию к ней. 


Образец аннотации:
Андреев О.А., Хромов Л .Н. Учитесь быстро читать: Кн. для учащихся ст. классов. — М.: Просвещение, 1991. — 160 с.

Книга посвящена технике быстрого чтения. В ней рассказывается о том, как научиться быстро читать, глубже и полнее понимать прочитанное, разбираются причины медленного чтения и приемы освоения техники быстрого и эффективного чтения. Авторы приводят 10 бесед с упражнениями и контрольными заданиями, позволяющими самостоятельно или с помощью педагогов освоить метод быстрого чтения. К книге прилагается вкладыш с тренировочными таблицами. Книга адресована учащимся старших классов, а также может быть полезна широкому кругу читателей.
Язык аннотации должен быть литературным, лаконичным, простым и ясным. В ней не должно содержаться избыточной ин­формации.

3. Составление реферата


Реферат (от лат. refere — докладывать, сообщать) — краткое из­ложение содержания статьи (книги), включающее основные фак­тические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с ней и определения целесообразности обращения к ней. Цель реферата — ответ на вопрос о том, что именно гово­рится в статье (книге) нового, существенного. 

Существует две основные разновидности рефератов: моногра­фический и обзорный.

Монографический реферат составляется по одному источнику (статье, книге и т.п.). В зависимости от полноты отражения содер­жания монографические рефераты подразделяются на: 

  • рефераты-конспекты (краткое изложение всей информации, содержащейся в реферируемом источнике)
  •  рефераты-резюме (включающие ин­формацию, тесно связанную с главной темой источника). 
Обзорный реферат (или реферат-обзор) составляется по несколь­ким источникам, посвященным одной теме. 


Рассмотрение принципов составления реферата-обзора выходит за рамки данного раздела, так как эта деятельность предполагает скорее развитие навыков письма. В данной части мы рассматрива­ем только принципы составления монографического реферата. 

Структура монографического реферата 


1. Автор, название, выходные данные (библиографическое опи­сание). 

2. Тема статьи (книги). 
Указывается общая тема источника. При этом используются следующие выражения: 
статья (книга, монография и т.п.) посвящена... (теме, вопросу, проблеме)...

3. Композиция.

Указывается, из скольких и из каких структурных частей состоит источник (обычно книга). При этом используются следующие выражения:

книга (статья) состоит из... (трехиразделов и т.п.);

  • включает в себя...
  • содержит... и т.п.

4. Основное содержание.
Излагаются конкретные результаты или выводы автора в соответствии со структурой статьи. Используются следующие выражения:

  • во введении указывается, что...;
  • отмечается, что...;
  • в первой главе освещается....;
  • автор отмечает... (указывает, делает вывод), что...;
  • вторая глава посвящена (содержит)... по мнению автора...;
  • в третьей главе...;
  • в заключении указывается (отмечается), что... и т.п.
5. Наличие иллюстративного материала.

Отмечается наличие иллюстраций, рисунков, таблиц, других наглядных материалов. Используются выражения типа:

Свои рассуждения автор иллюстрирует конкретными фактами и примерами, приводит рисунки, фотографии, таблицы... и т.п.

6. Адресат.
Отмечается, для кого предназначается текст. Используются следующие выражения:

  • статья предназначена для специалистов в области...;
  • представляет интерес для...(широкого круга читателей) и т.п.
Как можно заметить, основное композиционное отличие монографического реферата от аннотации состоит в том, что в реферате отражаются композиция источника и наличие иллюстративного материала. Содержательное же отличие между ними заключается в том, что реферат содержит конкретные сведения, выводы, идеи автора. В этом отношении реферат приближается к конспекту, однако отличается от него большим лаконизмом, поскольку включает только обобщенные и преимущественно новые, оригинальные выводы автора книги.

Особенность реферата заключается в его объективности: он не должен отражать субъективных взглядов референта на излагаемый вопрос, его оценки содержания. Требования к языку реферата аналогичны требованиям к аннотации: краткость, простота, ясность изложения и использование лексики книжного или нейтрального стилей речи.
Монографический реферат должен быть составлен таким образом, чтобы человек, прочитав его, получил полное представление о содержании статьи и о полезной информации, содержащейся в ней. Иногда при дефиците времени знакомство с рефератом-резюме снимет необходимость обращения к статье-источнику. 


Источник: Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник. -- 2-е изд., перераб. и доп. -- М.: ИНФРА-М, 2009. -- 272 с. -- (Высшее образование)

Комментариев нет:

Отправить комментарий