Медиаэкология (media ecology) -- междисциплинарная область знаний на стыке социальной экологии и медийных наук, изучающая проблемы взаимодействия человека и информационной среды обитания, которую формируют медиа. В центре внимания медиаэкологов -- влияние медиатехнологий на психику индивидуума и социокультурные процессы в обществе.
Объект: человек в информационной среде
Предмет: закономерности и тенденции социально-психологического взаимодействия индивидуумов и социальных групп с информационной средой, которая существует благодаря медиатехнологиям
Задачи: изучение механизмов взаимодействия человека и информационной среды, поиск наиболее оптимальных моделей, которые позволяют эффективно использовать медиатехнологии, избегая при этом их негативного влияния на личность и социум.
Уровни медиаэкологии:
1. микроуровень (аутоэтология) -- уровень организмов
Взаимодействие человека и информационной среды, существование в символьной реальности, которую формируют массмедиа. Цель медиаэкологии на этом уровне -- адаптация человека в медиасреде, что предполагает:
-- выработку механизмов защиты от деструктивного влияния медиа (своего рода "гигиена медиа" или "привитие иммунитета"), такого как:
Объект: человек в информационной среде
Предмет: закономерности и тенденции социально-психологического взаимодействия индивидуумов и социальных групп с информационной средой, которая существует благодаря медиатехнологиям
Задачи: изучение механизмов взаимодействия человека и информационной среды, поиск наиболее оптимальных моделей, которые позволяют эффективно использовать медиатехнологии, избегая при этом их негативного влияния на личность и социум.
Уровни медиаэкологии:
1. микроуровень (аутоэтология) -- уровень организмов
Взаимодействие человека и информационной среды, существование в символьной реальности, которую формируют массмедиа. Цель медиаэкологии на этом уровне -- адаптация человека в медиасреде, что предполагает:
-- выработку механизмов защиты от деструктивного влияния медиа (своего рода "гигиена медиа" или "привитие иммунитета"), такого как:
- пропаганда
- манипуляции сознанием
- воздействие на психику
- патогенные потоки рекламы
- "культивация" агрессии и распространение порнографии
- информационные войны
- конструирование реальности
- информационная перегрузка
- "инфоллюция" (информационное загрязнение среды обитания)
- эргономичность медиа
- эффективный поиск, хранение и обработка информации
- создание качественного медиапродукта (как профессиональными журналистами, так и "просьюмерами" -- массовыми производителями контента)
- привитие базовых знаний о принципах функционирования традиционных СМИ и "новых медиа"
- развитие коммуникационных способностей личности для работы со СМИ и успешной адаптации в киберсреде (киберпсихология и киберкультура)
2. мезоуровень (синэкология) -- уровень групп и сообществ
На более высоком уровне медиаэкология изучает взаимодействие медиа и социальных институтов, влияние медиатехнологий на жизнь общества их роль в создании и развитии культуры (как сложной знаковой системы). Зародившись в конце 1960-х гг., медиаэкология изначально разрабатывала именно эту проблематику -- влияние коммуникаций на политические процессы (Г. Иннис), роль медиа в социальном развитии (М. МакЛюэн), трансформацию культуры под воздействием СМИ (Н. Постман). Среди актуальных проблем на "срединном" уровне науки можно выделить:
- формирование "сетевого мышления", которое предполагает децентрализованное развитие медиа в локальном контексте вместо централизованного иерархичного, исходя из потребностей конкретной социальной и медийной среды (устойчивое развитие)
- развитие медиа как транслятора культурного опыта и сохранения разнообразия культур в условиях глобализации
- оптимизация вертикальных и горизонтальных информационных потоков в социуме
- ликвидация "цифрового (информационного) разрыва" между разными социальными группами, обеспечение максимально открытого доступа к информации
- изучение и поддержка механизмов саморегуляции медиасистем
- проблема трансформации культуры под воздействием медиа, медиатизация общества
- изменение социальных связей и характера общения в процессе внедрения новых медиатехнологий
На этом уровне медиаэкологи стремятся сохранить информационный баланс в обществе, вступившем в фазу "третьей волны" (А.Тоффлер) или постиндустриальную эпоху (Д. Белл). Экономика, основанная на производстве информации и символическом обмене, требует оптимизации информационных потоков и "энвайронментального мышления" человека, который ответственен за преобразование среды обитания.
3. макроуровень (панэкология) -- уровень инфосферы, глобальной информационной среды.
Здесь речь идет о глобальных и наиболее общих принципах и тенденциях развития медиатехнологий, эволюции медиа, появлении новых видов и последствиях этих трансформаций в будущем (прогностический аспект):
- особенности "сетевого" общества (постобщества)
- развитие человека и человечества в условиях виртуальной и дополненной реальностей
- коэволюция человека и медиатехнологий
- способы развития информационной среды как ноосферы
- сценарии развития СМИ и СМК
Комментариев нет:
Отправить комментарий