суббота, 19 февраля 2011 г.

Наука медиаэкология: понятие, предмет, объект, уровни

Медиаэкология (media ecology) -- междисциплинарная область знаний на стыке социальной экологии и медийных наук, изучающая проблемы взаимодействия человека и информационной среды обитания, которую формируют медиа. В центре внимания медиаэкологов -- влияние медиатехнологий на психику индивидуума и социокультурные процессы в обществе.

Объект: человек в информационной среде
Предмет: закономерности и тенденции социально-психологического взаимодействия индивидуумов и социальных групп с информационной средой, которая существует благодаря медиатехнологиям
Задачи: изучение механизмов взаимодействия человека и информационной среды, поиск наиболее оптимальных моделей, которые позволяют эффективно использовать медиатехнологии, избегая при этом их негативного влияния на личность и социум. 

Уровни медиаэкологии:
 


1. микроуровень (аутоэтология) -- уровень организмов


Взаимодействие человека и информационной среды, существование в символьной реальности, которую формируют массмедиа. Цель медиаэкологии на этом уровне --
адаптация человека в медиасреде, что предполагает:

-- выработку механизмов защиты от деструктивного влияния медиа (своего рода "гигиена медиа" или "привитие иммунитета"), такого как:
 
  • пропаганда
  • манипуляции сознанием
  • воздействие на психику
  • патогенные потоки рекламы
  • "культивация" агрессии и распространение порнографии
  • информационные войны
  • конструирование реальности
  • информационная перегрузка
  • "инфоллюция" (информационное загрязнение среды обитания)
 -- формирование навыков максимально эффективного использования медиатехнологий, рационального пользования информационными ресурсамиоптимизацию отношений "человек--медиа":
  • эргономичность медиа
  • эффективный поиск, хранение и обработка информации
  • создание качественного медиапродукта (как профессиональными журналистами, так и "просьюмерами" -- массовыми производителями контента)
  • привитие базовых знаний о принципах функционирования традиционных СМИ и "новых медиа"
  • развитие коммуникационных способностей личности для работы со СМИ и успешной адаптации в киберсреде (киберпсихология и киберкультура)
2. мезоуровень (синэкология) -- уровень групп и сообществ

На более высоком уровне медиаэкология изучает взаимодействие медиа и социальных институтов, влияние медиатехнологий на жизнь общества их роль в создании и развитии культуры (как сложной знаковой системы). Зародившись в конце 1960-х гг., медиаэкология изначально разрабатывала именно эту проблематику -- влияние коммуникаций на политические процессы (Г. Иннис), роль медиа в социальном развитии (М. МакЛюэн), трансформацию культуры под воздействием СМИ (Н. Постман). Среди актуальных проблем на "срединном" уровне науки можно выделить:
  • формирование "сетевого мышления", которое предполагает децентрализованное развитие медиа в локальном контексте вместо централизованного иерархичного, исходя из потребностей конкретной социальной и медийной среды (устойчивое развитие)
  • развитие медиа как транслятора культурного опыта и сохранения разнообразия культур в условиях глобализации
  • оптимизация вертикальных и горизонтальных информационных потоков в социуме
  • ликвидация "цифрового (информационного) разрыва" между разными социальными группами, обеспечение максимально открытого доступа к информации
  • изучение и поддержка механизмов саморегуляции медиасистем
  • проблема трансформации культуры под воздействием медиа, медиатизация общества
  • изменение социальных связей и характера общения в процессе внедрения новых медиатехнологий
На этом уровне медиаэкологи стремятся сохранить информационный баланс в обществе, вступившем в фазу "третьей волны" (А.Тоффлер) или постиндустриальную эпоху (Д. Белл). Экономика, основанная на производстве информации и символическом обмене, требует оптимизации информационных потоков и "энвайронментального мышления" человека, который ответственен за преобразование среды обитания.

3. макроуровень (панэкология) -- уровень инфосферы, глобальной информационной среды. 

Здесь речь идет о глобальных и наиболее общих принципах и тенденциях развития медиатехнологий, эволюции медиа, появлении новых видов и последствиях этих трансформаций в будущем (прогностический аспект):
  • особенности "сетевого" общества (постобщества)
  • развитие человека и человечества в условиях виртуальной и дополненной реальностей
  • коэволюция человека и медиатехнологий
  • способы развития информационной среды как ноосферы
  • сценарии развития СМИ и СМК  


Комментариев нет:

Отправить комментарий