четверг, 24 февраля 2011 г.

Введение в дисциплину: Проблемное поле медиаэкологии

Автор: В.Степанов, Институт журналистики БГУ


Если представить известную историю человечества как одни сутки, как это сделал исследователь медиа У.Шрамм, то процесс развития коммуникационных технологий кажется ошеломляюще стремительным: прожив большую часть дня как «человекообразное», только в полдесятого вечера человек овладел речью. Вторая коммуникативная революция – изобретение письма – случилась в 23 часа 52 минуты. Через шесть минут появились первые книги, а через минуту Гуттенберг отлил литеры для печатного станка. Через 33 секунды появилось радио и телевидение. Львиную долю истории человек был вовлечен исключительно в пищевые и энергетические цепочки биосферы. Сегодня мы вправе говорить об еще одной среде – информационной, или инфосфере, которую формируют массмедиа и средства массовой коммуникации.
Исследователь Д.Рашкофф отмечает: «Инфосфера стала нашей новой окружающей средой. Она стала вести себя, как живой организм — система не менее сложная, масштабная и самодостаточная, чем сама природа».
Взрыв «мегабитовой бомбы» -- коммуникативная революция, которая стала особенно заметена в 1960-е гг. (эпоха расцвета телевидения), -- показал, что медиа (технические средства для доставки информации по различным каналам) не просто метафора «курьера» или «транспорта», но мощная сила, преобразующая все социальные институты (т.н. процесс медиатизации). Большинство современных европейцев спят по 7-8 часов, в то время как на контакты с различными медиа тратят по 11 часов. Например, среднестатистический американец, доживший до 75 лет, девять из них провел перед экраном телевизора . Учитывая тенденцию к развитию мобильных медиа (коммуникаторы с доступом к интернет-контенту), когда информация с блогов и новостных лент приходит в реальном времени, взаимодействие с медиа стало постоянным. Это сказывается не только на изменении образа жизни, который, как блестяще показал А.Тоффлер, в «Футурошоке», ускоряется, но и на их психике и даже философских воззрениях. Сложная система коммуникаций не просто передает информацию, но формирует определенный способ мышления, чувствования и поведения (в основе этого идеи -- знаменитый афоризм М.Маклюэна “медиа – это сообщение”). 

Благодаря трудам М.Маклюэна, Н.Постмана, У.Онга и других исследователей, в 1970-х гг. в США и Канаде зародилась новая наука о медиа – медиаэкология. Профессор Л.Стрэйт считает, что наиболее точное ее определение – изучение медиа как среды (environement). То есть медиаэкологию можно считать разделом экологии человека (эта наука делает акцент на особенностях взаимодействия человека со средой), наукой которая концентрируется на информационной среде обитания и влиянии медийных технологий, а также изучает проблемы адаптации человека, существующего в символьной реальности медиа. Н.Постман понимает под экологией средств коммуникации, изучение влияния символических систем и технологий на социальную организацию, познавательные процессы, политические и философские идеи человеческого общества. По мнению Н.Постмана, картина мира зависит от типа медиа, которым мы пользуемся, а так как человеческая культура непосредственно зависит от коммуникации, изменения в ее 
модели «имеют серьезные идеологические и эпистемологические последствия» .
Медиаэкология по своей сути очень близка к определению коммуникативистики или коммуникологии, которое приводит Л.Землянова: «наука, которая исследует социально-гуманитарные аспекты формирования и деятельности коммуникационных средств и систем», предмет которой – «формы и средства, функции и потенции информационно-социальных связей». Э.Уитмор сравнивает науку, изучающую медиа, с зонтом, спицами которого наряду с журналистикой являются множество других наук – это положение характерно и для такого междисциплинарного подхода, которым является медиаэкология: она тесно связана с социальной философией, психологией, антропологией и культурологией, социологией, философией техники. 
Практические последствия изучения медиа под таким углом, как уточняет профессор Л.Стрэйт, заключаются в том, что мы можем изучить механизмы работы СМИ и СМК, оценить их влияние и эффект на разные общественные структуры и использовать медиа максимально эффективно. Патогенное влияние меди а разнообразно: это и манипуляции, и пропаганда, и трансляция агрессии, порнографии и гиперрекламы. Важно также понять глубинные сдвиги в культуре и социуме – например, развитие социальных сетей приводит к появлению “коллективной” или “цифровой личности”, технологии коммуникации позволяют работать над проектами удаленно, меняя понимание пространства, а концепт “интимности” (privacy) исчез из-за распространения мобильных телефонов. Виртуальная медиасреда порождает новую форму реальности – дополненную (advanced reality), преобразованную средствами медиа. И это уже не абстракция вроде построений Бодрийяра, а реальная технологическая платформа, гуманитарный аспект которой еще предстоит изучить медиаэкологам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий