понедельник, 28 февраля 2011 г.

Татьяна Силина-Ясинская: "25 кадр давно канул в лету!"


Силина-Ясинская Татьяна Владимировна





исследователь ТВ рассказывает, как формируется телемания и чем реалити-шоу может помочь белорусской экономике


Автор: Инна Корсак

В 1957 году ловкий делец Джеймс Вайкери потряс общественность результатами своего эксперимента: невидимый 25-й кадр в кино заставляет зрителей есть больше поп-корна! Хотя Вайкери и разоблачили, мысль о гипнотическом воздействии "голубого экрана" на сознание аудитории вовсе не лишена основания. Когда телевизор добрался до острова Фиджи, две из трех девушек садились на жесточайшую диету, чтобы подражать экранным кумирам. Как же воздействует телевидение на наше здоровье и манипулирует личностью и обществом? Об этом мы поговорили со старшим преподавателем Института журналистики БГУ Татьяной СИЛИНОЙ-ЯСИНСКОЙ

– Добрый день, Татьяна Владимировна! Насколько мне известно, Вы занимаетесь изучением влияния телевидения на целевую аудиторию. Скажите, откуда у Вас появилось такое желание?
– Желание и интерес у меня появился еще в студенческие годы (окончила факультет журналистики, специальность "аудиовизуальная журналистика" – прим.авт.). Как правило, изучение влияния телевидения являлось основой курсовых работ. А еще сказалось первое образование (медицинский колледж – прим.авт.). Итог: слияние двух наук стало толчком к доскональному изучению темы. 

– Как давно Вы этим занимаетесь?
– Уже более 10 лет. Я специализируюсь на изучении белорусского телевидения. Все мои выводы делались именно на белорусских рейтинговых каналах.

– И что показывают Ваши исследования? – Что влияние телевидения на целевую аудиторию очень большое. И оно различно: от уровня личности до целого общества. Влияние базируется на двух принципах: во-первых, дает аудитории информацию и, в какой-то степени, воспитывает людей; во-вторых, идет на поводу у людей: как говорится «хлеба и зрелищ!» Вот таким образом начинает формироваться зависимость – телемания. Условно, последнее понятие разделить на три составляющие: news-мания, сериаломания и спротомания. Это даже возможно проследить. Рассмотрим понятие сериаломания. В начале 90-х гг. прошлого века начали появляться первые сериалы. И у людей, постепенно вырабатывалась, своеобразная привычка: они старались подстроить свое личное время под трансляцию сериала. Также дело обстоит и с остальными показателями.

– Какие еще виды манипуляций существуют?
– Телеслушательство – когда телевизор для человека превращается в радио, и зритель фокусирует свое внимание лишь на тех моментах, которые представляют для него интерес; телешок, где инструментами манипуляции является огромное количество катастроф, происшествий, терактов, которые в большом количестве транслируются на телевидении («Зона Х», «Чрезвычайное происшествие» и т.д.). После просмотра данных программ, люди начинают бояться выходить на улицу, ими овладевает испуг.
Также, стоит сказать о том, что, помимо привычных инструментов используются и всевозможные «уловки», которые могут быть даже скрытыми.

–  Если говорить в целом, то какие Вы можете выделить положительные, а какие отрицательные аспекты влияния телевидения? 
Из положительных аспектов следует отметить, что ТВ способствует расширению кругозора человека. Ведь он может выбирать каналы, которые соответствуют его потребностям и вырабатывают в нем эстетический вкус. Если говорить об отрицательных аспектах, то здесь, безусловно, стоит сказать о влиянии на здоровье и психику людей. Особенно, психологическому влиянию подвластны дети (мультфильм «Покемоны», утренняя передача «Телепузики»).

– Сейчас телевидение вплотную переходит на цифровое вещание. Разрабатываете ли Вы какие-нибудь проекты для изучения в этой области?
Это очень интересная сфера для изучения, но я специализируюсь на медицинских и психологических характеристиках. Думаю, что рано или поздно изучение цифрового вещания начнут заниматься вплотную. Чтобы изучать влияние именно цифрового телевидения, необходимы достаточно оснащенные материально-технические средства.

– Чем Вы намерены заниматься в ближайшее время как исследователь?
– Я очень хочу, чтобы наше телевидение использовало свои возможности и уже полюбившиеся зрителям формы (в частности, реалити-шоу) для поддержки, например, отечественных производителей в реализации основных государственных концепций. Взять, к примеру, отдельную семью, поставить ее в «условия минимального быта» на определенное количество дней и дать «установку»: покупать именно отечественные товары. За всем этим наблюдали бы операторы с камерами. Правда, мне очень хочется запустить данный проект. И я готова к его реализации!

Подробнее узнать о работах Т.В. Силиной-Ясинской, а также связаться с ученым напрямую вы можете здесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий