среда, 16 февраля 2011 г.

Знакомьтесь: Гарольд Иннис -- предтеча медиаэкологии как науки Часть 1

Руководитель отдела политэкономии Торонтского университета, социолог и экономист Гарольд Иннис среди 
соотечественников прославился как видный исследователь торговли мехом и промысла трески. Неудивительно, что главные его труды, посвященные теории медиа -- "Империи и коммуникации" (1950 г.) и "Предвзятость в коммуникации" (1951 г.) были восприняты достаточно прохладно: слишком необычные, чересчур оригинальные.
Но авторитет и слава самого прилежного ученика Инниса -- Маршала МакЛюэна, который утверждал, будто бы его opus magnum -- "Галактика Гуттенберга" -- лишь подстрочник к работам Инниса, были велики. И к забытым сочинениям вернулись. Чтобы затем признать, что Иннис -- самый яркий канадский ученый-гуманитарий XX века, с которого собственно и началось исследование медиа как социального феномена.


В 1948 году профессор Иннис прочитал в Оксфордском университете шесть лекций, посвященных античной истории – от Древнего Египта и Шумеро-аккадской империи до эллинистических государств и Древнего Рима. С каждой лекций число слушателей в зале убывало. Не то, чтобы Иннис рассказывал скучно (хотя мысли свои исследователь высказывал в очень концентрированной форме, умудряясь в паре предложений совершить экскурс сразу по нескольким эпохам) – поражали его выводы. Иннис обосновывал, как связан взлет и падение египетской цивилизации с плантациями папируса и разливами Нила; почему клинопись и глиняные таблички появились именно в Шумере; почему финикийцам, дельцам, а не филологам, история доверила изобретение алфавита; как появление семитских языков повлияло на создание концепции единого бога. Все эти идеи ученый систематизировал в книге «Империи и коммуникации».
Иннис стал первым, кто выявил связь между развитием цивилизаций и средствами коммуникации. На богатом историческом материале он показал, что медиа тесно переплетены с социальными, культурными процессами общества и в значительной степени на них влияют. Скрупулезный анализ Инниса, его тяжелый слог и рукопись на тысячу страниц впоследствии  стали основой для метких, ярких и скандальных афоризмов МакЛюэна.

Лекция №1: время и пространство

Иннис считал, что любая цивилизация существует в двух измерениях – временном и пространственном: общество стремится к протяженности в пространстве и к долговечности во времени.
 Разные средства коммуникации, которые используют общества, развивают тот или иной аспект: например, камень или глина тяжелы, их аудитория не слишком широка, но они сохраняют информацию на века – они акцентируют «временное измерение». Можно сказать, что они транслируют культурные ценности.  Средства коммуникации «пространственного характера» -- легкие и компактные, их нетрудно перемещать на большие расстояния. Яркий пример – папирус, который позволил создать четко отлаженную систему документооборота в колоссальной по размерам Римской империи, создать централизованное государство. Из современных медиа – это ТВ, радио, газеты с огромными тиражами. Временные медиа ассоциируются со стабильностью, традицией, религией, а пространственные – со стремительными изменениями, материализмом. Культуры «временного» типа – устные, децентрализованные, а «пространственного» -- более рациональные и линейные по характеру мышления. Исследователь Дэвид Годфри поясняет, что по Иннису империи древности развивались либо по «милитаристской», пространственной модели, стремясь покорить пространство, либо по «религиозной», нацеленной на контроль времени. Сам Иннис подчеркивал, что успех любого общества (империи, как способа его политической организации) зависит от способности балансировать между временем и пространством.

Любопытно, что Иннис считал, что современная западная цивилизация находится в состоянии кризиса: из-за массмедиа она «одержима настоящим», то есть развивается исключительно по «пространственному» пути. Всепроникаемость медиа и особенность времени, которое «разбито на кусочки, удобные инженерам» нарушают баланс, необходимый для выживания культуры. Восстановить равновесие между властью и знанием может возрождение устной традиции, полагал Иннис – он тоскует по платоновской эпохе, когда соотношение этих компонентов было идеальным.

Лекция №2: Древний Египет

«Пища, питание, еда Египта, / Оживляющий всех своим питанием! / На его путях — изобилие, на его пальцах — пища, /И люди ликуют, когда он приходит» -- сколько почтения в этом гимне Нилу эпохи Нового царства! Великая африканская река не просто обеспечивала древних египтян плодородным илом и была судоходной магистралью – необходимость создавать ирригационные системы и орошать поля привела к созданию общественных классов, а календарь, который позволил предсказывать разливы реки, стал, по мнению Инниса, «величайшим интеллектуальным фактом». Фараоны обладали абсолютной властью. Зародившаяся в Египте письменность – декоративное оформление храмов и гробниц – подчеркивало величие полубожественных властителей. Гравировать текст на каменных глыбах было столь же трудно, как и возводить колоссальные пирамиды и статуи – но речь здесь шла об «инвестициях» в бессмертие. Класс жрецов обладал «монополией на знание»: они владели письменным языком и могли вычислять календарь, что обеспечивало их вес в обществе.
Ситуацию резко переменил обычный тростник, зеленая поросль на берегах Нила. Дешевый и простой папирус стал толчком к развитию языка – пиктограммы трансформировались в иероглифы, появилось курсивное письмо, скоропись. Зародилась литература – сказки, стихи, деловые записи. Деловая переписка позволила вести учет сбора налогов, координировать управление провинциями (номами). Пик централизованного государства пришелся на время правления фараона Эхнатона, который попытался ввести единобожие – культ бога Атона. Но это привело к сопротивлению жречества. В конце концов империя Египта пала во многом  из-за ослабления центральной власти этого теократического государства, где общество становилось все более демократичным, но жречество тщетно оберегало знание, предпочитая камень папирусу.

Лекция №3: Месопотамия

Считается, что одна из первых цивилизаций человечества зародилась в IV-III тысячелетии до н.э. в Междуречье – участке в долинах рек Тигр и Евфрат. Хороший климат и плодородная почва, но скудная растительность и недостаток природных ресурсов придали первой культуре – шумерской – специфические черты. Нехватка ресурсов стимулировала торговлю: Гарольд Иннис подчеркивает, что большая часть дошедших до нас глиняных табличек – это юридические, финансовые документы. Вместо дерева и камня шумеры пользовались глиной, которую смешивали с соломой и получали кирпичи для зданий. Из глины также делали таблички для письма: писать нужно было быстро, поэтому шумеры изобрели особую систему – клинопись, выдавливая знаки стилусом, прибором для письма. Такое абстрактное мышление шумер выработалось под влиянием торговли, которая толкала развитие математики. Абстрактные знаки, в отличие от картинок-идеограмм, требовали иных правил записи, и уже к 2900-2800 гг. до  н.э. формируется грамматика языка.  Тем не менее, система была неоднородной: одни символы изображали слово целиком, другие – фонему, а в грамматике не было таких категорий как число, лицо, время.
Таблички были тяжелыми, поэтому большая часть оседала в хранилищах при храмах, вокруг которых возникали города – государство не было централизованным, а представляло собой сеть теократических самоуправляющихся городов. Впоследствии, когда стали возникать крупные державы, потребовались иные средства коммуникации: правитель Вавилонии  Хаммурапи унифицировал законы и меры во все уголках своего царства. В то время как в центре империи развивались «временные» коммуникации – строились зиккураты, храмы, дворцы, идолы, на окраинах начались сдвиги в сторону «пространственных» медиа. Если жрецы сохраняли монополию на сложные знаковые системы, иероглифы, клинопись, сдерживая тем самым развитие политических сил и препятствуя социальным сдвигам, то «угроза с окраин» подорвала их могущество. Речь идет об более простой форме коммуникации – алфавите.
Первый фонетический алфавит зародился среди торговцев-финикийцев – заветные 22 буквы позволили «сгладить» противоречия языков разных народов Средиземноморья, с которыми им доводилось вести дела. На окраинах папирус был более доступен, чем таблички или пергамент, поэтому коммуникация шла достаточно активно.

То есть, по Иннису, в обществе на определенном этапе неизбежно происходит процесс монополизации средств коммуникации со стороны правящей элиты и именно выработка новых медиатехнологий приводит к смене общественного строя, подрывает существующую социальную и политическую структуру общества.

Продолжение следует!

Комментариев нет:

Отправить комментарий