Теодор Качинский, идеолог неолуддизма |
С 1978 по 1995 год в ряд университетов и авиакомпаний Америки было отправлено 16 бомб. Любопытно, что виновником гибели трех и ранения 23 человек стал старший преподаватель математики в Калифорнийском университете, доктор философии в Гарвардском университете Теодор Качинский. В СМИ за ним закрепилось прозвище "унабомбер" (University and Airline Bomber – «бомбист университетов и авиалиний»), по своим же взглядам террорист -- сторонник неолуддизма.
В XIX веке в связи с промышленным переворотом резко сократилось количество востребованных работников. Машины заменили
ручной
труд, поэтому человек решил уничтожить своего автоматизированного «соперника», объявив ему войну. В 1811 году начались массовые разрушения оборудования. Своим предводителем рабочие считали некоего «Генерала Лудда». Его именем был подписан Манифест рабочих того времени. Лудд якобы уничтожил два чулочных станка, которые производили некачественную продукцию и лишали работы опытных вязальщиц. Жил ли Нед Лудд, историки доказать не могут. Кристиан Феррер в статье «Памяти машиноборцев» пишет: «…это было имя, придуманное людьми, чтобы сбить со следа генерала Томаса Мэйтленда» (командовал подавлением восстания луддитов – прим. авт.). Здесь же автор поясняет: «Луддиты отрицали не всякую технику, а только ту, которая наносила моральный ущерб обществу; они не думали, что новые механизмы могут использоваться трудящимися, чьи руки были неопытны, а кошельки пусты». То есть уничтожение как таковое не было их основной целью. Луддиты впервые задали вопросы: «Можно ли выступать против внедрения техники или процессов труда, если они наносят ущерб обществу?», «Можно ли обсуждать новую технологию "глобализации" с точки зрения этики, а не статистических или плановых соображений?» и, наконец, «Можно ли считать ценностью новизну и скорость операций?». Прошло не одно столетие, а вопросы всё так же актуальны.
Знаменитая английская писательница Шарлотта Бронте написала один из своих романов «Шерли» о движении луддитов.
Противники технологий встречаются и сейчас, вот только цели у них несколько иные, да и особой активности в этом направлении они не проявляют.
«Налицо качественная разница между классическим луддизмом, представлявшим собой не что иное, как форму конкурентной борьбы, и современной нам технофобией, которую, как это ни парадоксально, чаще всего исповедуют люди, активно пользующиеся плодами технического прогресса и, более того, даже и не помысляющие о том, чтобы всерьез от них отказаться», -- пишет Алексей Зарин в своём эссе «Технофобия».
Так называемых неолуддитов в «чистом виде» существует сравнительно немного (стремительный рост пользователей Всемирной паутины тому в потверждение: в 2010 году ей пользовались 2,08 млрд человек в мире, годом раньше -- 1,86 млрд., сообщает газета «Маркер»). Большинство если и «объявляет бойкот» техномиру, то ненадолго.
Как, например, Билл Гейтс, создатель компании Microsoft. Раз в году он проводит «Неделю размышлений» -- знакомится с сотнями присланных сотрудниками документов, не появляясь при этом на работе. «Бог» компьютерной эры позаботился не только о себе: Гейтс запретил своим детям пользоваться компьютером. Разумеется, не в полной мере. Это коснулось компьютерных игр и так называемых «мессенджеров». Лимит – 45 минут в день. Позже Гейтс нашёл более разумное решение – создание программы родительского контроля, позволяющей следить за посещаемыми детьми веб-сайтами и их перепиской. И тем не менее сам программист использует для работы не один компьютер, а целых три одновременно («цифровой стиль»), пишет "Время новостей" со ссылкой на Reuters. Список сообщений, текст отдельно взятого из них и окно браузера отображаются на мониторах компьютеров по отдельности – наиболее рациональный и эффективный способ работы «по Гейтсу».
Ещё один пример – Сьюзен Мосхарт, запретившая своим детям пользоваться техникой в течение 6 месяцев. «Мы перестали быть семьей, потеряли обычные, человеческие связи между собой в реальном пространстве и времени», -- говорит она. За это время семья чаще собиралась вместе за столом, дети начали посещать библиотеку, ходить в кино. О своём эксперименте Сьюзен написала книгу «Зима нашего отсоединения» (The Winter of Our Disconnect). (Подробнее здесь).
Мишель Обама запретила своим детям пользоваться социальной сетью Facebook, считая, что «сейчас в этом нет никакой необходимости». По данным NBC 43% американских родителей против использования их детьми социальных сетей, остальные считают социальные сети безвредными для подростков, начиная с 15 лет. (Риа Новости).
Более радикально поступил Тед Качинский. Он построил хижину в лесу, где прожил двадцать пять лет без техники. На самом деле, это один из немногих примеров столь длительного отказа от достижений цивилизации.
Теодор Качинский: «Человеческая раса с технологией подобна алкоголику с бочонком вина»
В сентябре 1995 г. "The Washington Post" и "New York Times" опубликовали статью «Индустриальное общество и его будущее», также известную как Манифест Унабомбера. Его автор, Теодор Качинский, резко критикует индустриальную революцию. «Её последствия стали бедствием для человеческой расы», -- пишет Качинский. «Технофилы тащат всех нас в крайне безрассудное путешествие в неизвестное. Многие люди осознают кое-что из того, что уготовил нам технологический прогресс, тем не менее они остаются безучастными, потому что полагают, что этот процесс необратим». Унабомбер предлагает свою стратегию действий: «Перед нами стоят две основные задачи: содействовать…нестабильности в индустриальном обществе и развивать и распространять идеологию, противостоящую технологии и индустриальной системе». Существенных изменений документ не принёс, а его радикально настроенный автор действительно «посодействовал нестабильности» -- стал причиной жертв и ранений, разослав 16 бомб в ряд университетов и авиакомпаний Америки.
В США в 1996 г. по истории Теодора Качинского был снят фильм-ужастик "Унабомбер: подлинная история"
Неолуддизм коснулся и медиатехнологий, где можно говорить не только о материальном продукте (компьютер, телефон и т. д.), но и об информационном. Но в этой сфере он проявляетя не только в уничтожении техники, «наносящей моральный ущерб обществу» (К. Феррер), но и в игнорировании такой же информации, её фильтре – неолуддит пытается сэкономить время и силы. Нейл Постман в своём эсее «Притча о грязном воротничке» пишет: «Европейцы, похоже, понимают, что изменение медиа экологично, а не аддитивно; что когда новый мощный носитель входит в культуру, результатом является не старая культура плюс новый носитель, но совершенно новая культура. Эффект похож на то, как если бы вы добавили каплю красных чернил в стакан чистой воды: у вас всё окрасится в новый цвет». То есть речь идёт о своеобразном естественном отборе среди средств коммуникации – выживает сильнейшее.
Нейл Постман -- американский социолог, специалист по теории коммуникаций. Занимался критическим анализом средств массовой информации, в особенности телевидения.
«Многими ТВ воспринимается как зло»
На вопрос: «Смотришь ли ты телевизор?» 11 из 20 студентов Института журналистики ответили коротко – «Нет». Вопросы «Почему?» или «Может, всё-таки есть каналы-любимчики?» были просто неуместны. Новости можно узнать через Интернет, да и выпуски любимых передач смотришь там же. А вот для тех, кто иногда включает телевизор, он просто создаёт «шумы», ставшие традицией почти в каждом доме.
Европейская Ассоциация Интерактивной Рекламы (EIAA) провела исследование, в ходе которого выяснилось, что европейцы в возрасте от 16 до 24 лет предпочитают интернет телевидению. Подобные выводы были сделаны и в Америке: там жители проводят в Сети в среднем около 11 часов в неделю.
В среднем каждый опрошенный проводит онлайн по 11,9 часа в неделю. Больше всего времени на интернет, 13,6 часа в неделю, молодые люди выделяют в Италии. Реже всего ходят в интернет молодые жители Нидерландов - 9,8 часа. В ходе исследования было опрошено свыше семи тысяч человек из десяти стран Европы.
Каждый третий респондент не может обойтись без электронной почты, и свыше восьмидесяти процентов опрошенных заявили, что не могут жить как минимум без одного вида деятельности в интернете. (Источник).
Вера Зверева в статье «Телевидение понижающего стандарта - Российское ТВ: теория и практика» пишет:
«…ТВ в системе общественных представлений… часто воспринимается как зло; считается, что оно разрушает целостность сознания, а при так называемом „клиповом сознании“ утрачивается целостность восприятия, становится сложнее определить цель жизни. Чтобы выдержать конкуренцию, оно должно встраиваться в систему медийной полифонии, ориентироваться на запросы нового поколения более искушенных зрителей. Такая необходимость роста и усложнения медийных возможностей идет ему на пользу».
Среди молодёжи конкуренцию «выдержали» немногие из транслируемых в Беларуси каналов.
Екатерина Радюк (студентка ИЖ, 2 курс): «Смотрю только исторический и музыкальный каналы, но редко, так как телевидению предпочитаю Интернет».
Руслан Игнатович (ИЖ, 2 курс): «Отдаю предпочтение каналам "euronews", "eurosport", "Discovery"».
Несмотря на массовое проникновение медиатехнологий во все сферы, не стоит забывать об их (технологиий) главном назначении – упростить нам жизнь, а не стать объектом фанатизма. Уорен Баффет, крупнейший инвестор, метко сказал на этот счёт: «Технологии для человека, а не человек для технологии».
Комментариев нет:
Отправить комментарий