пятница, 4 марта 2011 г.

Топ-5 происшествий, который случились только в массмедиа и наших головах

"Все, что мы знаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живем, мы узнаём через масс-медиа", -- считал немецкий социолог Н.Луман. Многим журналистам и потребителям медиапродукции кажется будто бы СМИ "отражают" действительность и их задача -- сделать это максимально правдиво. Но, как справедливо указывает медиапсихолог Р.Харрис, медиа, скорее конструируют мир, который затем становится реальностью для нас с вами. Благодаря медиатехнологиям "эффект присутствия" больше не доказывает, что событие и впрямь произошло. Предлагаем вам почитать о 5 самых известных "обманках" медиа в истории.

1. Инфаркт у телевизора: Россия бомбит Грузию


Суть: "Как могут развиваться события, если грузинская общественность не будет консолидирована против планов России?" -- вопрос ведущей еженедельной программы "Специальный репортаж" Натии Коберидзе был не просто риторической фигурой. Спустя пару минут на канале "Имеди" появилась заставка программы "Кроника". Возбужденный ведущий объявил, что выпуск новостей выходит "в чрезвычайном режиме": на территории оккупированной Ахалгори российские войска "объявили полную боевую готовность". В то время, как на экране появлялись российские танки, пробки на дорогах, бегущие люди, снятые на "дергающуюся" камеру, голос за кадром говорил о панике, захватившей Гори, Мцхета, Тбилиси. Кульминацией получасовой программы стала новость об убийстве президента Саакашвили. Апокалиптическая картина завершалась информацией об инвазии войск РФ, бомбардировках портов и городов Грузии. И хотя в конце выпуска ведущий напомнил, что все события "смоделированы", эта реплика затерялась среди комментариев дипломатов, выступлений грузинской оппозиции, военной хроники (благо, видеоматериала разрушений, который остался после "пятидневной войны" 
2008 года, хватало). 

Эффект: Главврач службы скорой помощи Тбилиси Сосо Мамулашвили утверждал, что телезрители жаловались на стенокардию, нервные срывы, шоковое состояние: "Наши бригады оказывают не только медицинскую помощь, но и психологическую. Приходится рассказывать, что это всё фантазии журналистов". 
По словам руководителя организации "Защити жизнь" Юрия Вазагашвили, после выхода в эфир "хроники" скончалось 10 человек, но подтверждено только четыре случая. Радио "Маяк" со ссылкой на сотрудника «Скорой помощи» сообщало о "рекордном числе вызовов в субботу". Р
оссийские медиа тиражировали сообщение о смерти от инфаркта 51-летнего Гайоза Одишели
дзе. 
Пагубные последствия отмечают и журналисты Reuters и The Georgian Times, которые в данной ситуации не были заинтересованы в преувеличении фактов, в отличие от российских СМИ. В частности, журналистка Кети Хачидзе передавала из Тбилиси: "Люди в деревнях на границе с Южной Осетией стали эвакуировать женщин и детей. Жители Гори вышли на улицы, а машины выстроились перед автозаправочными станциями. Люди принялись звонить своим друзьям и родным, госпиталь в Сенаки был эвакуирован, а грузины в Акхалгори ожидали бомбежек. Люди топтали друг друга, когда бежали с кинопремьеры в кинотеатре Руставели в Тбилиси. Число звонков по телефону "03" взлетело за минуты". "У детей начались судороги от просмотра видео, и сообщалось о нескольких случаях потери сознания", цитирует Interpressnews руководителей службы скорой пом
ощи. Сю
жет "И
меди" по
разил не только обычных людей, но и другие медиа, которые восприня
ли его серьезно.
П
ервый канал прервал свои программы, чтобы показать его в прямом эфире, в то время как новостное агентство GHN передало "новость-молнию" о том, что Рос
сия начала очередное вторжение".
О бурной реакции аудитории СМИ можно было услышать и от официальных лиц: мэр Тбилиси Гиги Угулава выступил в эфире общенациональной телекомпании "Рустави-2" и сообщил, что "население бросилось скупать продукты, заполнять баки машин бензином и снимать деньги со счётов в банках, используя пластиковые карточки".

2. "Век радио": марсиане вторглись в Нью-Йорк

Суть: В канун праздника "Хэллоуин" в 1938 году жители США, которые настроили свои радиоприемники на волны CBS, услышали взволнованный голос репортера. По его словам, небо над Нью-Йорком заволокло отравленным дымом -- люди "умирали, как мухи" -- а по улицам вышагивали пять огромных треножников, в которых сидели инопланетные захватчики -- марсиане... Еще полчаса назад никто не мог представить, что из загадочных цилиндров, упавших в штате Нью-Джерси, выберутся гиганты, которые крушат мосты, железные дороги и уничтожают дома. В течение 55 минут из динамиков радиоприемников доносились то сводки с улиц, то комментарии ученых и политиков -- даже обращение министра внутренних дел, -- то случайный звукоряд из криков, выстрелов и скрежета. Молодой сценарист и режиссер Орсон Уэллс, торжествовал: актеры в студии играли свои роли превосходно. Ведь в самом начале передачи диктор объявил: «Дамы и господа! Радиовещательная корпорация «Коламбиа» рада представить вам Орсона Уэллса и труппу «Меркьюри-театра на открытом воздухе» в инсценировке романа Герберта Джорджа Уэллса «Война миров»



Эффект: По данным, которые приводит исследователь Ричард Ханд (в книге Terror on the Air!: Horror Radio in America, 1931–1952), из 6 миллионов слушателей, 1,7 млн поверили в нашествие марсиан, а около 1,2 – «действительно испугались». Началась паника: пробки на дорогах, звонки в полицию с просьбой о помощи. Нагрузка на телефонные линии возросла в 5 раз! Исследования показали, что паника и реакция населения была значительно преувеличена газетами и другими медиа (Baran, S. Mass Communication Theory: Foundations, Ferment, and Future). Пьеса вызвала и международный скандал: нацистское правительство Германии использовало ее для критики режима США. В частности, Гитлер назвал панику «свидетельством упадка и продажности демократии».

3. ТВ-революция: Бельгия раскололась на два государства

Суть: В 2006 году государственное ТВ Бельгии (RTBF) в среду вечером неожиданно прервало вещание, чтобы показать «срочный репортаж». Камера показала толпы демонстрантов на центральной площади, сжимающих флаги Фландрии и требующих раздела страны и независимости для населения, говорящего по-голландски -- для Бельгии, в которой половина страны говорит по-французски, а половина – по-голландски, вопрос единства страны и борьбы с сепаратизмом очень актуален.
Журналисты демонстрировали пробки на дорогах и в аэропорту, и комментарии политиков, подчеркивая, что «Бельгии как государства больше нет». Кульминацией стало сообщение о бегстве королевской четы, которые вылетели с военной базы Мелсбрук в бывшую колонию – Конго.
Сюжет готовился около года: это была полноценная театрализованная постановка: от митинга до новой расцветки полицейских машин, фламандских паспортов и марок с профилем голландского монарха. Репортаж появился накануне выборов в Фландрии («голландской» части страны), в которой сильны сепаратистские настроения от франкоязычной части Бельгии, которая доминирует политически и экономически. Ультраправый блок Vlaams Belang стал крупнейшей партией в региональном фламандском парламенте на выборах 2004 года. Целью материала было инициировать дебаты на тему «расколотости» страны, иначе говоря, медийный удар стал упреждающим – виртуальный раскол Бельгии был демонстрацией возможного сценария.

Эффект: О «моделировании» зрителей предупредили лишь коротким титром—цитатой бельгийского художника Рене Магритта: «это может быть и не вымыслом». В середине репортажа появился красный титр – «это художественный вымысел», однако соцопросы показали, что в первые 15 минут «обманке» поверили 80 процентов зрителей, в том числе и иностранные журналисты. На следующий день сюжету верили 6 процентов зрителей.

4. Газетная утка: хищники вырвались из зоопарка и покалечили горожан


Суть: "Ужасное бедствие", "Есть убитые и раненые" -- вся первая полоса крупнейшей 
американской газеты The New York Herald пестрила огромными заголовками. В передовице журналист Томас Коннери сообщал: 9 ноября 1874 года из центрального зоопарка вырвались звери и заполонили улицы города. Льва видели в церкви. Носорог провалился в канализацию. Но страшней всех -- хищники: "Число искалеченых, растоптанных и травмированных людей достигает двухсот около шестидесяти из которых, по предварительным данным, находятся в тяжелом состоянии, а трое едва ли доживут до утра. Двенадцать хищников еще на свободе…" "Это кровавый и леденящий кровь карнавал", -- бойко писал Коннери. "Пантера склонилась над телом Хайланда и вцепилась ему в голову. Я узнал его по обрывкам полосатой рубашки, которая свисала у него с руки". "Мужчины и женщины разбегались по сторонам от зверя, который прыгнул на плечи пожилой дамы, вонзив когти в ее шею и повалил на землю..." В конце огромного репортажа, который занял шесть колонок (около 10 тысяч слов), была короткая фраза: "Это чистейшая выдумка и не более, чем мистификация". Идея написать жуткий текст пришла в голову журналиста вовсе не из-за кровожадности: недавно он наблюдал, как леопард чуть не выбрался из клетки -- и задумался о том, что техника безопасности в зверинце, который располагался в самом центре Нью-Йорка соблюдается очень плохо. Чтобы привлечь внимание к проблеме он добавил несколько ярких деталей.


Эффект: Как утверждают ученые Дженнингз Брайант и Сузан Томпсон (в классической работе "Основы воздействия СМИ"), репортаж вызвал панику. На улицу бросились наряды полиции, за ними -- репортеры-газетчики. Родители спешили в школы, чтобы поскорей забрать своих детей. Спустя 19 лет сам Коннери вспоминал: "в розыгрыше генерал Джон А. Дикс стрелял в бенгальского тигра. В действительности он совершил вылазку в то утро, когда появилась публикация: вооруженный винтовкой, он твердо верил, что история, напечатанная в газете The New York Herald -- истинна и, что опасность может таиться на каждом шагу". Журналист утверждал, что редактор The New York Times выбежал, испуганный, из дому, сотрясая двумя револьверами, готовый размозжить голову любому хищнику, попавшемуся ему на пути. 
Интересно, что выдуманный побег зверей из зоопарка, повлиял на историю. BBC сообщает, что публикация вдохновила карикатуриста журнала Harper's Weekly Томаса Наста. Спустя неделю после "побега" The New York Herald обрушился на президента Улисса Гранта, упрекая его в "цезаризме" за то, что политик шел на третий срок. Высмеивая мнимые страхи коллег, Наст изобразил газету, которая разделяла ценности демократической партии, в виде осла в львиной шкуре с надписью "цезаризм". Сбежавшие из зоопарка звери (намек на "обманку" Коннери) в ужасе от него спасались, в том числе и слон -- он олицетворял партию республиканцев. С легкой руки Наста эти животные стали символами двух крупнейших партий Соединенных штатов. 



5. Мистификация столетия: "
Большое лунное надувательство"


Cуть:  В 1835 году на страницах американской газеты The Sun появилось шесть очерков, которые мгновенно произвели сенсацию: еще бы, речь шла об удивительном открытии британского астронома Джона Гершеля. Построив в Южной Африке огромный телескоп, ученый разглядел на поверхности Луны не только моря, океаны и леса, но и обитателей земного спутника. Несмотря на абсурдность того, что "увидел" Гершель -- а в тексте описывались синие козы, рогатые медведи и "мышелюди" (разумные обитатели Луны) -- читатели и даже некоторые исследователи восприняли публикации с доверием. Подкупал суховатый академичный тон изложения, обилие деталей -- ссылки на звездные каталоги, расчеты оптической силы телескопа, "конкретные" характеристики линз. Гершель был авторитетный ученый, а газета утверждала, будто бы перепечатала очерки из Эдинбургского научного журнала. Писатель Эдгар По признавался: "это мистификация в целом была наибольшим успехом в истории сенсаций… когда-либо появлявшееся в подобной литературе".

Эффект: Тираж газеты подскочил настолько сильно, что пришлось дополнительно печатать еще 60 тысяч экземпляров. Всего за три дня The Sun вышла на 17-тысячный ежедневный тираж, став крупнейшей газетой в мире. Исследователи "лунного феномена" пишут, что "печатный станок вынужден был работать по десять часов в день, чтобы только удовлетворить имеющийся спрос. Публика с большим или меньшим нетерпением ожидала трёх часов дня, чтобы получить вести с Луны". А историк Френк О'Брайен добавляет: "Редакцию «Sun» осаждали нетерпеливые читатели, желающие выкупить для себя уже вышедшие номера газеты, и наводняли требования выслать таковые почтой". 
Ажиотаж был столь высок, что, как пишет Ричард Харрис (в книге "Основы воздействия СМИ") одна религиозная миссия из штата Массачусетс всерьез принялась готовить миссионеров для отправки на Луну -- обращать аборигенов в Христианство. Перепечатывая статьи, газеты разносили новость по стране. Лишь спустя несколько недель фальшивку разоблачили -- что, впрочем, не облегчило судьбы Джона Гершеля, который еще долгое время объяснял всем любопытным, что никаких "мышелюдей" на Луне он никогда не наблюдал...

Комментариев нет:

Отправить комментарий