вторник, 3 мая 2011 г.

МакЛюэнизмы: 4 афоризма "пророка из Торонто" и что он хотел ими сказать

"Нормальный человек может понять не более 10% от того, что он говорит", иронизировал журнал Wired, когда писал о своем "святом покровителе" -- Маршалле МакЛюэне. Излагавший свои мысли афористично, исследователь медиа как истинный философ эпохи постмодерна превращал свои тексты в мозаику из метафор, образов, цитат. Алина МАЛИНОВСКАЯ проанализировала "тетраду" самых значимых афоризмов канадского ученого.

1. Земной шар теперь не более чем деревня. ("Понимание медиа: внешние расширения человека") 


Цитата:  «…После трех тысяч лет специалистского взрыва и нарастания специализма и отчуждения в технологических расширениях наших тел, наш мир благодаря драматическому процессу обращения начал сжиматься. Уплотненный силой электричества, земной шар теперь – не более чем деревня. Скорость электричества, собрав воедино во внезапной имплозии все социальные и политические функции, беспрецедентно повысила осознание человеком своей ответственности…» 

Комментарий: МакЛюэн говорит о том, что средства коммуникации настолько развиты и укоренились в нашей жизни, что теперь не существует информационной изоляции и ограниченности. Мы можем, например, через телефон, телевизор, персональный компьютер и, конечно, интернет (это всё средства массовой коммуникации и информации одновременно) связаться с любым нужным нам человеком, даже если он будет находиться на большом расстоянии от нас, так же быстро, как с любым другим, который обитает с нами в одном физическом пространстве. По аналогии с тем, как можно «связаться с людьми из одной деревни», т.е. быстро и качественно (без потери информации). Это увеличивает наши возможности во взаимодействии с другими людьми, отодвигает расстояние и границы на второй план, т.к. по сути, в информационном взаимодействии их и не существует. По крайнее мере, они не ощущаются. 
К этому высказыванию близко по смыслу и следующее, которое только детализирует ситуацию, потому что конкретно рассматривает влияние телевидения на взаимодействие между людьми. 


2. Благодаря телевидению мир стал большой деревней, а изрядная часть передач возрождает деревенские сплетни. 


Комментарий: В этом контексте возникает очень интересное сочетание «деревенские сплетни». К новым и оригинальным темам всегда возникает интерес, который порождает споры и наличие разных мнений. Все это, естественно, приводит к «преувеличению» важности события и появлению всевозможных небылиц. А так как мы уже разобрались в том, что «земной шар как деревня», то и сплетни распространяются по той же схеме, что и обычная информация, т. е. быстро и беспрепятственно. 

3. С появлением телевидения сам зритель становится экраном. ("Понимание медиа: внешние расширения человека")

Цитата: «Модель телевизионного образа не имеет ничего общего с фильмом и фотографией, за исключением того, что, как и они, предлагает невербальный гештальт, или расположение форм. С появлением телевидения сам зритель становится экраном. Он подвергается бомбардировке световыми импульсами, которую Джеймс Джойс назвал «Атакой Светой Бригады», и эта бомбардировка нашпиговывает «оболочку его души душещипательно-подсознательными намеками». Телевизионный образ, с точки зрения заложенных в нем данных, имеет низкую визуальную определенность…» 


Комментарий: Маклюэн говорит о том, что человек таков: что видит, то и воспроизводит, только делает это на подсознательном уровне. Телевидение влияет на нашу психику, восприятие, мироощущение. Человека можно сравнить с маленьким ребенком, который смотрит на родителей, замечает их привычки, поведение, а потом все впитывает, как губка, и непроизвольно воспроизводит. Это очень действенный механизм воздействия на человеческое сознание. Можно вызвать любые чувства: панику, страх, жестокость… Очень ярко отражено воздействие телевизионного продукта на человека в картине Дэвида Кроненберга «Видеодром». В фильме есть прототип Маклюэна (профессор О’Бливион), который рассказывает о своих наблюдениях, а также говорит о феномене видеодрома… 


4. Настоящие новости - плохие новости. ("Понимание медиа: внешние расширения человека")

Цитата: «Как книжная страница преподносит тайную историю духовных приключений автора, так и газетная страница разглашает внутреннюю историю сообщества, находящегося в действии и взаимодействии. Видимо, именно поэтому пресса наилучшим образом выполняет свою функцию тогда, когда обнажает изнанку. Настоящие новости – это плохие новости: либо плохие новости о ком-то, либо плохие новости для кого-то…» 



Комментарий: Любые средства коммуникации (газета, радио, телевидение, интернет) ради интенсивности и читательского участия обязательно должны сбалансировать подачу новостей: где есть хорошие, там непременно должны быть и плохие. Это на практике может подтвердить любая газета, потому что различные наводнения, пожары, катастрофы на суше или на море превосходят в качестве новостей любую разновидность частного ужаса. Хотя бы потому, что это освещается глобально и вызывает общественный интерес. К слову, что касается рекламных объявлений, напротив, они должны быть позитивными и радостно вещать обо всем. Так сказать, сработать на контрасте. 

Справочно

Герберт Маршал Маклюэн (канадский философ, филолог, литературный критик) получил широкую известность, благодаря своим исследованиям  воздействиz электрических и электронных средств коммуникации и новых технологий на формирование человеческого восприятия и общества.

Среди основных работ можно выделить (некоторые написаны в соавторстве):
  • «Механическая невеста: Фольклор индустриального человека» (1951)
  • «Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего» (1962)
  • «Понимание медиа: Внешние расширения человека» (1964)
  • «Медиа — это сообщение: Перечень последствий» (1967, в соавторстве с Квентином Фиоре)
  • «Война и мир в глобальной деревне» (1967, в соавторстве с Квентином Фиоре)
  • «От клише к архетипу» (1970, в соавторстве с Уилфредом Уотсоном)
  • «Город как учебная аудитория» (1977, в соавторстве с Кэтрин Хатчон и Эриком Маклюэном).

Комментариев нет:

Отправить комментарий