вторник, 3 мая 2011 г.

Медиаэкология: опыт демаркации научного направления


В день мы получаем объем информации, эквивалентный содержанию 174 газет. К таким выводам пришла группа исследователей Южнокалифорнийского университета под руководством доктора М.Гилберта. Исследование показало, что за 30 лет потребление информации выросло в 5 раз. Знание стало главным ресурсом в постиндустриальном социуме, обществе «третьей волны». 

Текст: Владимир Степанов, Институт журналистики БГУ

Благодаря развитию медиа (технологий коммуникации) человек обрел новую среду обитания – информационную, разновидность социального, культурного, семиотического пространств. Обособленный, «ампутированный» медиа от непосредственного познания действительности, человек существует в символьной реальности. Новую среду определяют как «инфосферу» (Д. Рашкофф), «медиакультуру» (Н. Кириллова), «символическую инфоноосферу» (Е. Цуканов). 

Коммуникационная система как среда обитания человека – эта метафора лежит в основе области знаний, которая получила название «медиаэкология» (1968 г.) Возникнув как ветвь культурологии, медиаэкология изучала «влияние символических систем и технологий на социальную организацию, познавательные процессы, политические и философские идеи человеческого общества» [1]. Именно в 1960-1970-е гг. во время очередной «коммуникативной революции» (появление «Галактики Интернет» и глобального информационного общества), исследователи пришли к осознанию ключевой роли медиа. Г. Иннис связывает взлет и падение древних цивилизаций с доминирующими коммуникационными технологиями. У. Онг рассматривает историю как смену «эр коммуникации» (от устной и письменной до электронной и цифровой). В то же время формируется и критическая рефлексия: огромный манипулятивный потенциал СМИ (в особенности ТВ), воспитывающих пассивных граждан «общества потребления» и насаждающих массовую культуру, заставил задуматься о фундаментальных эффектах медиатехнологий. Н. Постман акцентирует деструктивное влияние телевидения на культуру и мышление, а М. МакЛюэн, начинавший карьеру литературным критиком меняет предмет анализа, осмысливая медийные феномены. 

Медиаэкология возникла в период «экологизации наук»: экология, определяемая как наука о взаимодействии организма и окружающей среды, становится междисциплинарной областью знаний, оформившись в «новую интегрированную дисциплину» [2]. Главным отличием экологических дисциплин стал системный, холистический подход (методологический принцип целостности), который позволяет рассматривать явления не сами по себе, а во всем богатстве взаимосвязей. Помещая человека в различные контексты существования, исследователи выходили на новые ответвления экологии: экология культуры (1955 г.), политическая экология (1972 г.), пространственная экология (1989 г.), эколингвистика (1990 г.), экология истории (1995 г.), экология информации (1999 г.), экология знаний (2000 г.) и другие. 

Медиаэкология – закономерное расширение экологической парадигмы современной науки на поле коммуникативных процессов. Параллельно с экологической парадигмой, развивалось и экологическое мировоззрение (экоцентризм), в котором прагматичное воздействие на среду заменяется взаимовыгодным взаимодействием, коэволюцией (параллельное развитие организма и среды обитания).

Медиэкологию можно определить как междисциплинарную область знаний на стыке социальной экологии и медийных наук, которая изучает проблемы взаимодействия человека и информационной среды, а также структуру и организацию медиаэкосистем различного уровня. 

В центре внимания медиаэкологов — влияние медиатехнологий на психику индивидуума и социокультурные процессы в обществе. Объект науки – медиаэкосистемы, устойчивые структуры, состоящие из людей, их сообществ и информационной среды обитания, связанные комплексом взаимоотношений. Предмет – закономерности и тенденции социально-психологического взаимодействия индивидуумов и социальных групп с информационной средой. 

Определяя место медиаэкологии в системе смежных наук, можно сказать, что, находясь в поле социальной экологии, она тесно взаимодействует с рядом дисциплин. Изучение влияния медиатехнологий на психику и мышление человека (в том числе – деструктивное) сближает ее с медиапсихологией и экологической психологией; социокультурных эффектов массмедиа – с социологией, философией, антропологией и культурологией; анализ сложных информационных систем – с кибернетикой, синергетикой, информатикой, теорией коммуникации; решение проблем создания экологичных медиаэкосистем – с эргономикой. 

В медиаэкологии можно выделить три уровня: 1) микроуровень (информационное пространство индивида), 2) мезоуровень (медиаэкосистемы различной сложности – от библиотеки до региона страны), 3) макроуровень (глобальная информационная среда). 

Главной задачей на микроуровне является адаптация человека к информационной среде – минимизация негативного влияния (пропаганда, манипуляция сознанием, реклама, порнография и агрессия в СМИ, информационная перегрузка, информационные войны и др.), помощь в овладении медиатехнологиями, формирование здорового информационно-когнитивного пространства. 

На мезоуровне медиаэкология стремится к устойчивому развитию информационных экосистем: ликвидации «цифрового разрыва» и обеспечению равного доступа к коммуникационным технологиям, развитию медийной культуры общества, поддержанию «информационного баланса», что невозможно без создания эффективной сети коммуникаций с механизмами обратной связи, сохранению медийного, культурного и языкового многообразия. 

На макроуровне задача – инженерия глобальной медиасреды, ноосферогенез, обеспечение коэволюции человека и медиатехнологий. На данном уровне медиаэкология философски осмысливает социокультурные эффекты медиа, изучает медиакультуру и феномены информационного общества, топологию медиареальности, пытается создать комплексную картину медиапроцессов, прогнозировать развитие технологий коммуникации и формировать «экоцентрическое мышление» в отношении информационных процессов. 

Среди исследователей медиа неоднократно высказывалось мнение о необходимости изучения коммуникации в рамках отдельной комплексной науки, которая занимается «социально-гуманитарными аспектами формирования и деятельности коммуникационных средств и систем» [3]. «Медиалогия» (М. Шилина, Р. Дебре), «медиавистика» (В. Горохов), «коммуникология» (Ф. Шариков), «социальная информациология» (В. Попов) – вот лишь несколько вариантов названия этой метанауки о медиа. 

На наш взгляд, медиаэкология может претендовать на статус подобной универсальной науки, так как экологический подход дает ряд преимуществ при исследовании медиасферы: 

1) системный подход (изучение медийных экосистем, равноудаленность от антропоцентризма и технологического детерминизма), 
2) субъект-субъектные отношения человека и медиасреды, что соответствует тенденциям «журналистики 2.0», изменившейся под воздействием «новых медиа», 
3) сочетание философского анализа и прикладных разработок по оптимизации производства и потребления информации, 
4) «экоцентрическое мировоззрение» как ключевой элемент медиакультуры личности и общества. 

Литература 

1. The Reformed English Curriculum/ in A.C. Eurich, ed. – High School 1980: The Shape of the Future in American Secondary Education, 1970. 
2. Одум, Ю. Экология: в 2-х томах / Юджин Одум. – М.: Мир, 1986. 
3. Землянова, Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций / Л.М. Землянова – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.


Комментариев нет:

Отправить комментарий