четверг, 28 апреля 2011 г.

История медиаэкологии. Часть 3: Чем эта наука все-таки занимается?


  В этом разделе мы предлагаем краткий обзор фундаментальных концепций и постулатов медиаэкологии. Вдохновившись методологией МакЛюэна, мы построим главу в виде мозаики из идей, фраз, выражений главных представителей этой науки





1. «Медиаэкология – это изучение медиа как среды (environments)» (Постман, The Reformed English Curriculum, 1970) 

2. «Платон думал, что письмо – это внешняя, чуждая технология, и точно так же многие люди сегодня воспринимают компьютер» (Онг, Orality and Literacy, 1982). 

3. «Одна из таких перспектив – или возникающая метанаука, -- это медиаэкология» (Нёстром, Towards a Science of Media Ecology, 1973). 

4. «Мы ставим слово «медиа» перед словом «экология», чтобы показать, что мы не просто интересуемся медиатехнологиями, но способами взаимодействия их с человеком, которые формируют характер культуры и, можно сказать, помогают ей поддерживать символический баланс» (Постман, The Humanism of Media Ecology, 2000). 

5. «Любая технология приводит к созданию новой экосистемы (new human environment). Рукописи и папирус породили социальную среду, которая, как мы считаем, связана с империями античного мира (…) Печатный станок со съемными литерами произвел необычный эффект: он привел к рождению публики» (МакЛюэн, The Gutenberg Galaxy, 1962). 

6. «Подъем современной науки несомненно связан, в значительной степени, совместным воздействием техники индоарабской системы нумерации и техники греческого алфавита, помноженных на мощь печатного пресса» (Хейвлок, Origins of Western Literacy, 1976). 

7. «Технологии – это не просто внешние расширения-помощники, они трансформируют сознание, в особенности, когда влияют на Слово (Онг, Orality and Literacy, 1982). 

8. «Медиум (средство сообщения) и есть сообщение» (МакЛюэн, Understanding Media, 1964) 

9. «Среда структурирует наше видение, общение и, следовательно, поведение. Она определяет наши роли и настаивает на том, чтобы мы их играли. Среда уточняет, что нам разрешено делать, а что нет. Иногда, например, в зале суда или классной комнате, или в офисе, эти правила и связи явные и формальные. Но в случае со средой, которую формируют массмедиа (книги, радио, фильмы, телевидение), они гораздо чаще имплицитные и неформальные, наполовину скрытые нашим пониманием, что мы имеем дело не со средой, но почти с механизмом, машиной. Медиаэкология стремится сделать эти связи явными» (Постман, The Reformed English Curriculum, 1970). 

10. «Единственное, что мы никогда не увидим – это субстанция, в которой мы движимся» (МакЛюэн, The Marfleet Lectures, 1967). 

11. «Каждая технология имеет свою философию относительно того, как человек должен использовать свой разум и своё тело. Кодифицируя мир, эта философия приводит к тому, что некоторые наши чувства интенсивно применяются. А другие – пренебрегаются» (Постман, Five Things We Need to Know About Technological Change, 1998). 

12. «Любая технология – это сделка… Технология дает и технология забирает. Это значит, что на каждое новое предложенное технологическое преимущество всегда есть соответствующие убытки… Культура всегда платит цену технологии» (Постман, Five Things We Need to Know About Technological Change, 1998). 

13. «Как правило, исследователи текстов занимаются письменностью и печатным словом, но редко – или никогда – осмеливаются взглянуть на электронную коммуникацию (Онг, Orality and Literacy, 1982). 

14. «Даже если когда-либо в каждом классе будет по телевизору, это ни на что не повлияет: революция уже произошла в наших домах. Телевидение изменило наше ощущение жизни и процессы в наших головах» (МакЛюэн, Understanding Media, 1964). 

15. «Медиа мифологизируются (…) заметна тенденция думать о наших технологических творениях, как о богоданных, как если бы они были частью естественного мироустройства» (Постман, Five Things We Need to Know About Technological Change, 1998). 

16. «Электронная технология привела нас в век «вторичной устности». Эта новая устность поразительно похожа на свою предшественницу: мистикой сопричастности, взращиванием чувства общности, концентрацией на текущем моменте и даже использованием формул» (Онг, Orality and Literacy, 1982). 

17. «Ни одно медиа не существует в отдельности, но только в постоянном взаимодействии с другими медиа» (МакЛюэн, Understanding Media, 1964). 

18. «Медиаэкология – это изучение медийных экосистем: идея, которая подразумевает, что технологии, техники, формы и коды коммуникации играют определяющую роль в человеческих отношениях. Медиаэкология включает в себя Торонтскую и Нью-Йоркскую научные школы. Она сводится к технологическому детерминизму разной степени и эволюции технологий. Это логика медиа, теория медиа, медиология. Это учение МакЛюэна, разработки в научном поле устной и письменной культур, традиции американской культурологии. Медиаэкология объединяет грамматику и риторику, семиотику и теорию систем, историю и философию техники. Она в равной степени постиндустриальная и постмодерновая и доисторическая» (Стрейт, Understanding MEA, 1999). 

19. «Медииаэкология находится в зачаточном состоянии. Медиаэкологи знают, в общих чертах, предмет своего интереса – взаимодействие медиатехнологий и процессы чувствования, мышления, поведения человека – и они знают также, какие вопросы будут рассматривать. Но медиэкологи пока еще не имеют матрицы, с помощью которой они могут организовать свои исследования. Говоря коротко, медиаэкология – это наука, еще е выработавшая свою парадигму» (Нёстром, Towards a Science of Media Ecology, 1973). 

20. «Технологии искусственны, но – снова парадокс – это так естественно для человека» (Онг, Orality and Literacy, 1982). 

21. «Медиаэкология стремится понять, как медиатехнологии влияют на человеческое восприятие, понимание, чувствование и ценности; и как наше взаимодействие с медиа увеличивает или уменьшает наши шансы на выживание. Слово «экология» означает изучение среды, экосистем: их структуру, содержание, влияние на людей. Среда, в конечном счете, -- это сложная система сообщений, которая навязывает определённые способы думания, чувствования и поведения» (Постман, The Reformed English Curriculum, 1970). 

22. «Сегодня среднестатистический ребенок живет в электронной среде. В мире информационной перегрузки» (МакЛюэн, Cybernetics and Human Culture, 1964). 

23. «Медиаэкология пытается обнаружить, какие роли медиа заставляет нас играть, как медиа структурирует то, что мы видим, почему медиа воздействует на наши чувства и действия так, а не иначе» (Постман, The Reformed English Curriculum, 1970).


    <…> 
   Медиаэкологию можно свести к одной базовой идее: технологии (в данном случае – технологии коммуникации, от письменности до цифровых медиа) формируют экосистемы, среду, которая воздействует на тех, кто эти технологии использует
    Некоторые экологи, вроде Нейла Постмана, смотрели на новые формы коммуникации с позиций морали, критикуя, к примеру, телевидение, вытеснявшее письмо, в то время как другие – например, Маршалл МакЛюэн – не обращали внимания на эти опасения, отдавая предпочтения анализу перцептивных и когнитивных трансформаций, которым подвергаются пользователи медиа. Другие последователи медиаэкологической традиции, такие как Гарольд Иннис, предпочитают связывать эволюцию медиа с социально-экономическими процессами (например, одновременное развитие телеграфа и железных дорог) в рамках системного взгляда на общество. В некоторых из своих известных афоризмов, Маршалл МакЛюэн показал другую грань экологической метафоры: медиа важны лишь во взаимодействии друг с другом. С этой точки зрения, медиа можно рассматривать как «виды», сосуществующие в коммуникационной «экосистеме». '

Комментариев нет:

Отправить комментарий